Во сне возникает образ.
Его очертания меняются,
форма трансформирует содержание,
проявляется новая реальность,
программа переключает внимание.
Процесс видоизменения одних образов в другие особенно характерен для фазы быстрого сна (REM). Исследования показали, что именно в этот момент происходит интеграция полученной информации и распределение её во взаимосвязанные между собой совокупности.
Сознание скользит по поверхности смыслов, связывая их между собой во времени и в пространствах.
Ландшафт превращается в человеческое лицо, его очертания меняются на формы близкого нам человека, которое растворяется в ситуацию, наблюдаемую издалека… начитается приближение, проявляются ещё более детальные образы, из них складывается мозаика, частью которой мы вдруг начинаем являться… погружаясь в эту плотную субстанцию мы оказываемся в озере (что-то из детства?), потом уходим дальше под воду и начинаем всё видеть замедленно-плавно… погружаясь всё глубже, мы достигаем горячей лавы и самого центра окружности, но центробежная сила вдруг выворачивает всё наизнанку, а шум проезжающих где-то (там) машин пересекается с голосами прохожих, и вот мы уже снова здесь и сейчас, перед этой поверхностью, на которой остались следы всех других переходов из одного пространства в другое, утекающие ручейки смыслов, ускользающие назад во времени.
Подобным образом делается кино. Монтаж перекрывает поверхности, создавая смысл из совокупностей образов, переливающихся друг в друга.
Тарковский: “В чем же суть авторской работы в кино? Условно её можно определить как ваяние из времени. Подобно тому как скульптор берет глыбу мрамора и, внутренне чувствуя черты своей будущей вещи, убирает все лишнее, кинематографист из «глыбы времени», охватывающей огромную и нерасчленённую совокупность жизненных фактов, отсекает и отбрасывает все ненужное, оставляя лишь то, что должно стать элементом будущего фильма, то, что должно будет выясниться в качестве слагаемых образа.” →
Эйзенштейн говорил про эмоциональную реакцию. Чем более резок переход от одного образа к другому, чем менее он логичен, тем больше эмоций возникает в ответ. Чередование же близкого плана с обзорным вызывает ощущение вовлеченной отстраненности. Нахождение и в реальности, и вне её, как во сне. →
Набоков использовал похожий инструментарий в своей прозе. Простая надпись на магазине вдруг превращается в трёхмерную иллюзию. Отбрасываемая на поверхность тень наводит сознание на более детальное соприкасание с текстурой реальности. →
То же самое, но уже в более отстраненном масштабе, на уровне сослагаемых обрывков историй, происходит в романе “1Q84” Мураками и в книге “Bone Clocks” Дэвида Митчелла. Смыслы и события переливаются из одного в другое. Знак, возникающий там, находит своё продолжение здесь. Символ, находящийся тут, разворачивается в полную силу во сне.
Сон переходит в реальность, время сворачивается на поверхность.
Разделение между настоящим, прошлым и будущим размывается в бесконечность.
…
…
Медитация – как и сон – модулирует процесс переливания из одного образа в другой. Посредством отключения внутреннего диалога на поверхность выходят пред~ставления.
Язык, помимо всего прочего, является медиумом для формирования причинно-следственных связей. Совокупность слов формирует предложения, их последовательность складывается в смысл.
Поэзия – семантизация иррационального.
Отсутствие слов = отсутствие привычных методов конструирования смысла.
Получается доступ к тому, что находилось за пределом словоконструкций.
Пред~ставление – нахождение перед формой. Отсутствие чётких граней позволяет менять форму. Поверхность переливается оттенками смысла, не останавливаясь достаточно долго ни на одном из них. Вовлечённость сменяется остранением, совокупность разляется на детали, которые сочленяются вместе в новые совокупности. Проявляется бесконечный взрывной поток жизни, метаболизм видо~изменения, пре~вращение из одного в другое, из другого – в третье, из третьего – во всё вместе и назад в одно.
…
* не следовать грамматическим правилам
* сотканные фактуры абстрактности
*
…